Прическа и костюм в сценическом образе

Прическа и костюм в сценическом образе


Прическа и костюм в сценическом образе

Мастер-класс

Тема:   «Сценический костюм, как воплощение художественного замысла хореографа»

Руководитель: педагог дополнительного образования, руководитель образцового ансамбля танца «Детство» Кольцова Сусанна Борисовна.

Адресная группа: педагоги

Цель:  ознакомить педагогов с созданием художественного образа  сценического костюма

Задачи:

·      приобщение к изучению традиционного культурного наследия, через хореографическое искусство;

·      сохранить художественные особенности традиционной одежды;

·      воспитывать любовь к традиционному народному искусству.

Материалы и инструменты

·      несколько видов сценических костюмов.

 

Ход мастер-класса

I этап – теоретический аспект 

Воссоздание художественного образа средствами хореографического искусства многогранный и многоступенчатый процесс, так как хореографическое искусство — это синтез искусств, а сценический образ — это сложнейший сплав внутренних и внешних черт человеческой личности.Художественный образ создаётся на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, костюм — или комбинации нескольких.

Гибкость, движение, пластика, состояние. Так зарождается художественный образ танца. Не ясный сначала, потом он вырисовывается ясно и четко, формируется, наполняется и оживает. Сценический костюм это образ в движении и пространстве. Любой костюм меняет состояние человека, как и человек, оживляет костюм, но сценический костюм особенный. Он как музыкальный инструмент. Каков исполнитель, как он играет и чувствует, так и звучит костюм со сцены. Стиль, форма, линия, цветовая гамма, фактура и качество ткани, символика и аксессуары задают тон, ритм, манеру исполнения. Живет костюм полной жизнью в том случае, если соответствует духу и характеру музыки и танца.

«Задача любого художника — поэта, писателя, живописца, режиссера или балетмейстера — воссоздать средствами своего искусства атмосферу того времени, о котором он рассказывает в своем произведении; через изображение конкретного явления, человека добиться обобщённого художественного отражения действительности — создать художественный образ».

Яркое, запоминающееся выступление, дарящее зрителям радость и неповторимую гамму эмоций, во многом зависит от мастерства и харизмы артиста. Однако не стоит списывать со счетов и внешний облик – сценический костюм помогает создать нужное настроение, правильно расставить смысловые акценты, в полной мере реализовать задумки постановщика или хореографа. И конечно, оригинальный, высококлассный, выполненный из добротных материалов костюм для сцены - обязательное условие зрелищного номера.

Наверное, сегодня никого не нужно убеждать в том, что национальный костюм является носителем художественной культуры любого народа, источником его мудрости и красоты. Он отражает образ жизни людей, их традиции, каноны, верования. По костюму можно судить о климатической и географической среде проживания, об уровне социального и экономического развития, о религиозной принадлежности и образе жизни людей. Общий вид и каждая деталь национального костюма продумана и выверена временем, а вся система предметов и элементов одежды объединяются замыслом и назначением. Постановки классического и народно-сценического танцев являются обязательной частью образовательной программы хореографии. Работу над их постановкой невозможно представить без предварительного погружения в культурные традиции и изучения истории народов мира. Именно на основе этих знаний преподаватели начинают работу по постановке хореографических номеров и, совместной с художником, разработке сценических костюмов. Ведь успех танца зависит не только от хорошей техники исполнения, но и от правильно выполненного костюма, который придает танцу яркую, эмоциональную окраску и подчеркивает его самобытность.

Работа над созданием сценического комплекса непременно строится на сотрудничестве и взаимопонимании между педагогом-постановщиком, художником и портным. Желаемый результат достигается только благодаря дружбе и сплочённости всего коллектива. Ведь итогом работы художника, балетмейстера, портного и исполнителя, являются хореографические произведения во всей видимой красоте, которой мы любуемся со сцены.

Работа художника по костюмам заключается в разработке полноценного ансамбля-комплекса, начиная от исполнения эскиза в цвете, с подробным описанием особенностей кроя и отделки, до головных уборов и необходимого для танца реквизита. Необходимо знать все тонкости и назначения каждой детали костюма. В этой работе художнику помогает хорошее знание истории искусств, чувство цвета, умение рисовать и конструировать заданную форму. На основе изучения этнографических и исторических материалов готовятся эскизы к сценическим костюмам. Так и зарождается костюм народно – сценического танца более праздничный, жизнелюбивый, он раскрывает чувства, вовлекает в веселье, в нем таится заряд веселья и бодрости.

Костюм классического танца обладает проникновением в лирический мир исполнителя. Когда балерина поднимается на пальцы, она уходит в мир лирики, мечты, выражает то, что хранится в ее сердце. В создании концертных вариантов, каждый костюм разрабатывается художником по трём направлениям: этнография, обобщение, стилизация. При этом необходимо сохранить художественные особенности традиционной одежды, ее пропорции и технологические приемы изготовления: выбор материала, колористка, крой, отделка. Результатом такой работы является целостный эстетический и этнический образ, который помогает танцору в создании образа на сцене. Не секрет, что костюм играет очень важную роль в танце. Он является визитной карточкой танцора, неким отражением характера танца. Костюм в танце помогает до конца раскрыть образ.

Каким критериям должен соответствовать костюм:

1. Прежде всего – удобство. Костюм должен хорошо сидеть, не сползать во время танца и не стеснять движения. Надо помнить, что каким бы красивым не был костюм, на первом месте все же, должен быть танец. А костюм лишь его дополнение и украшение.

2. Несомненно, костюм должен соответствовать характеру танцу и помочь до конца раскрыть образ танцевального номера.

3. Отдельные требования к ткани, из которой будет сшит костюм. Нужно сразу смотреть, чтобы она была не колючая и не жесткая. Иначе, танцор будет чувствовать себя не комфортно.

4.Старайтесь избегать различных аллергенных аксессуаров и опасных украшений для костюмов.

5. Есть смысл обратить внимание и на обувь, танцующих. Обувь должна быть эстетически красивой и удобной, желательно с ремешком и, что самое главное, не скользкой. Обувь – один из самых важных моментов!

6. Уделяйте должное внимание прическе. Обычно танцор и педагог договариваются об определенной прическе на танец. Когда танцуют несколько номеров, тогда чаще всего просто собирают волосы в шишку. Прическа нейтральная, подходит практически ко всему.

7. Макияж также неотъемлимая часть, дополняющая образ хореографа. Он должен быть ярким и эффектным так как необходимо чтобы он читался со сцены зрителю.

II этап –практический (видео)

        

 



Прическа и костюм в сценическом образе

Прическа и костюм в сценическом образе

Прическа и костюм в сценическом образе

Прическа и костюм в сценическом образе

Прическа и костюм в сценическом образе

Прическа и костюм в сценическом образе

Прическа и костюм в сценическом образе

Прическа и костюм в сценическом образе

Прическа и костюм в сценическом образе